Борьба с “наливайками” идет давно. Имеются ввиду магазины в жилых домах, которые, пользуясь лазейками в законодательстве, выдают себя за ресторан, и продолжают реализацию алкоголя ночью, чем вызывают недовольство обитателей этих жилых домов.
В каждом регионе местные власти приняли ряд мер разной степени строгости, которые не всегда эффективны и, более того, могут причинить значительный ущерб ресторанам и барам.
Что такое "ресторан"?
Главным образом, существующие меры не работают, потому что в законодательстве нет понятия “наливайка”, но и также нет понятия “ресторан”. Попытки региональных властей разделить одно от другого по формальным признакам: размер площади, количество сотрудников, количество санузлов — не решает проблему.
Во время онлайн-встречи глав представительств ФРиО Александр Котюсов (глава Представительства ФРиО в Нижнем Новгороде) рассказал про опыт Нижегородской области:
"В прошлом году в Нижегородской области был принят закон, в разработке которого я принимал участие. К сожалению, результат оказался не совсем таким, как я ожидал.
Суть закона: в жилых домах, если площадь заведения более 50 метров и оно не является рестораном, торговля алкоголем разрешена только до 11 часов.
В процессе обсуждения я поднимал вопрос: как проверяющие будут определять, является ли заведение рестораном или нет? Мне отвечали, что есть ГОСТ 2013 года, где это прописано. Я указывал на то, что ГОСТ носит рекомендательный характер.
Несмотря на мои возражения, закон был принят.
В этом году начались проверки. Сотрудники администрации приходили в "наливайки" ночью, делали контрольную закупку, предъявляли удостоверение и заявляли о нарушении закона. В ответ предприниматель предъявлял свой приказ о том, что теперь это заведение – ресторан.
Проверяющие подавали в суд, но суды встали на сторону бизнеса, объясняя это тем, что ГОСТ не может использоваться в качестве нормативного документа”.
Подробнее об этой проблеме, о ситуации в Нижегородской области и возможном решении проблемы Александр Котюсов рассказал в своей статье: Александр Котюсов предложил предоставить ФРиО право сертифицировать рестораны для эффективной борьбы с "наливайками"
Меры борьбы в регионах не работают
Главы ФриО сошлись на том, что затянувшуюся проблему можно решить только путем прописывания новых ГОСТов, что касается “терминов и определений” и “типов предприятий общественного питания”. На это потребуются деньги и силы грамотных специалистов, которые смогут прописать актуальную информацию, ведь те формулировки, которыми мы пользуемся сейчас – давно устарели.
Почему не работают ограничения, которые принимаются в регионах: по размеру площади, количеству сотрудников, санузлов, наличию холодного/горячего цеха, дипломов у повара и по другим формальным признакам?
Ответил Игорь Бухаров (президент ФРиО):
“Все решают собственную проблему. Никто отраслево не мыслит. Это, конечно, понятно, почему, но так дальше невозможно. Так ничего не будет работать. И шаурма и маленькие бары – это тоже наши коллеги. Мы все работаем на потребителя, и решать этот вопрос необходимо, учитывая интересы бизнеса в целом, а не только крупных игроков.
Ресторан, который находится в центре в маленьком помещении, где нет нескольких туалетов, нет цехов, потому что туда привозят полуфабрикаты, нет поваров с дипломами, но есть с большим опытом и талантом. И что, он не может работать? Что такое профессиональный повар? Все повара с дипломами хорошо работают?
Меры, которые принимаются сейчас в регионах – временные и неэффективные. Они приведут к еще большим проблемам, которые потом придется разруливать”.
Стоит отметить, что местные нововведения и новые определения термина “ресторан” входят в противоречия с федеральным законом. На региональном уровне такие поправки не могут быть приняты, только на федеральном, и уже после этого спущены в регионы.
Рестораторы обеспокоены тем, что уже скоро может возникнуть ситуация, когда все региональные законы будут бессмысленны, потому что суды не будут учитывать существующий ГОСТ, проверяющие будут выставлены за дверь, а федеральное и региональное правительство продолжит “закручивать гайки”. Таким образом “порядочные” заведения будут всегда находиться под угрозой.
Первый серьезный шаг к решению – новый стандарт
Нагнетания на алкогольную тему продолжаются. В Нижнем Новгороде могут принять закон о запрете продажи алкоголя по воскресеньям.
Также известен опыт Санкт-Петербурга, где закон по “наливайкам” был принят 2 недели назад, но споры и обсуждения не утихают. Ужесточение мер в борьбе с "наливайками" (что является ответом на запрос граждан), может обернуться серьезными последствиями для ресторанного бизнеса Санкт-Петербурга. Речь идет о судьбе тысяч заведений и десятков тысяч рабочих мест.
Александр Марков (глава Представительства ФРиО в Санкт-Петербурге):
“Разделение по формальным признакам не решает проблему. Известным “алкогольным” сетям не составит труда выполнить любые требования формально. Небольшие предприятия при этом пострадают. Но проблема даже не в том, что пострадают. Мы всегда будем под этой угрозой.
Такие “понятийные” проблемы с ГОСТами возникают не только здесь, а по нескольким направлениям. Например, тема готовой еды. Она попадает в сферу общественного питания и питания все дома или самостоятельно существует? Получается, у нас для одного и того же вида продукции – разные правила игры, в зависимости от того, какой канал реализации. То же самое с алкоголем. Одни считают это одним видом деятельности, Другие – иным. Получается, что бары приписывают к “наливайкам”, а те в свою очередь, при определенных условиях, выполняют требования ГОСТа или ОКВЭДа по ресторанному бизнесу”.
Отсутствие четких и современных определений “наливайка” и “ресторан” в законодательстве приводит к неэффективности региональных мер по борьбе с недобросовестными заведениями и ставит под угрозу ресторанный бизнес.
Опыт Нижегородской области, ситуация в Санкт-Петербурге и других регионах демонстрируют, что формальные признаки (площадь, количество сотрудников и тд) не решают проблему, а устаревшие ГОСТы не могут служить надежным критерием в судах.
Единственным выходом из сложившейся ситуации представляется разработка новых федеральных ГОСТов, которые четко определят типы предприятий общественного питания и устранят существующие противоречия.
Это требует консолидированных усилий экспертов и значительных финансовых вложений, однако является необходимым условием для справедливого и эффективного регулирования отрасли и защиты интересов как потребителей, так и добросовестных предпринимателей. Без этого, “порядочные” заведения будут и дальше находиться под необоснованной угрозой, а региональные законы окажутся неэффективными.